Новости | Проект | Музыка | Стихи | Коллекции | Другие проекты | Форум | Контакты
Треки | Исходники | Для сотовых | Музыкостроителям
FruityFAQ | Download | Ссылки

 Карта сайта

Введение | Установка | Настройка | Панели | Окна | Плагины | События | Содержание

Проводник

Новости

Проект

Музыка

  Треки

  Исходники

  Для сотовых

  Музыкостроителям

   FruityFAQ

    Введение

    Установка

    Настройка

    Панели

    Окна

    Плагины

    События

    Содержание

   Download

   Ссылки

Стихи

Коллекции

Другие проекты

Форум

Контакты

Если Вы хотите видеть эти приколы у себя на сайте, обращайтесь...


А ведь здесь мог бы сиять, мигать, моргать и просто выделываться ВАШ баннер

Окна в  FruityLoops

Про одно окно (Настройки Фрукта) ты уже знаешь. Продолжим...

Настройки трека

Рисунок 19

Служит это окно для настроек твоего трека, а также для внесения в него какой-то справочной информации (Вызов через меню Options). Состоит из двух вкладок:

Вкладка Song

  • Bar length - продолжительность столбца (bar'а) - указывает, на то, как долго будут воспроизводиться все столбцы (в Playlist'е). Чтобы увидеть изменения, нужно открыть Sequencer и подвинуть этот бегунок влево или вправо. Лучше устанавливать числа кратные 8. Желательно не меньше 16...
  • Beat length - продолжительность бита - вобще-то бит ты везде самостоятельно будешь выстраивать, поэтому можешь этот параметр не изменять. Чтобы узнать, что же он в действительности изменяет, опять открой Sequencer и подвигай этот бегунок. Увидишь изменения цветов кнопок Sequencer'а (будем называть их step'ами)

Остальные параметры изучать не стоит, запомни только, что Logarithmic levels надо отключать для совместимости с FLP-треками, сделанными в старых версиях Фрукта

Вкладка Info

Рисунок 20

Всё это дело можно вобще не трогать, но если тебя начнёт распирать от гордости за удачно сделанный трек, то прочти всё ниже следующее (горячая клавиша - F11)

  • Title - заголовок трека - это название будет отображаться на Главной панели вместо имени файла, в котором трек сохранён. Можешь там написать что-нить вроде Super Puper DJ - My 1st raskolbazz :)
  • Info - Здесь ты можешь написать что-нибудь ещё, например, как ты долго парился над созданием ЭТОГО, или о том, что ты использовал. Можешь привет маме с папой передать. Делай что хочешь. Это поле поддерживает RTF-формат. Если не знаешь, что это, то не парься. Это не важно. Просто можешь в Melkosoft Word написать что нуна, оформить всё это (цвет текста поменять, что-то выделить курсивом) и скопировать в это поле. Тогда у твоего трека будет очень красочная инфа;
  • URL - адрес твоего (ну, или чьего-то ещё сайта). Нужно, чтобы все знали, где тебя искать (можешь кстати e-mail тут оставить);
  • Show it on open - обязательно поставь тут отметку, если заполнил все поля, тогда инфа будет выводиться при открытии трека. Ради эксперимента напиши что-нить, сохрани, закрой и открой по новой. Прикольно, да? =)

Ну, это всё были игрушки. Переходим непосредственно к тому месту, с которого начинается постройка колбасы. (Уже руки чешутся, наверно) =)

Step sequencer

Рисунок 21

Для начала посмотрим, из чего эта хрень состоит...

Прежде всего это каналы (channel)

Каналы

Рисунок 22

В версии 3.56+Full ADDON, например,  каналом может являться Sampler (способен загружать сэмплы форматов: wav, xi, ds, syn, speech, fst), Layer, а также различные Generator'ы (плагины, в том числе совместимые с форматами VST, DX)

Чтобы узнать, что находится на том или ином канале, надо навести указатель мыши на название канала и посмотреть на строку состояния: слева будет название канала, а справа его тип.

  • В левой части канала находятся две крутилки: Channel panning и Channel volume - баланс и громкость канала соответственно. Установленные здесь положения крутилок, влияют на весь канал.
  • Между крутилками и чуть пониже находится лампочка Mute / Solo. Она включает или выключает канал. То есть если лампочка горит, то он воспроизводится, если выключена, то - нет. Можно сделать данный канал солирующим, то есть один играет, остальные молчат. Для этого надо нажать клавишу Ctrl и (удерживая её) включить лампочку.
  • Правее находится кнопка, с названием канала. Она будет нужна больше всех других в этом окне. Но об этом позже.
  • Всё, что находится справа от кнопки с названием - это step'ы. Попробуй потыкать по ним левой кнопкой мыши и включить воспроизведение (в режиме одной дорожки). Так вот и активируются сэмплики (и другие каналы). Чтобы убрать то, что ты натыкал, используй правую кнопку мыши.

Разное

Обрати внимание, что при воспроизведении активных сэмплов мигают лампочки справа от кнопки с названием канала. Это Activity meter. Чтобы отключить или включить их мигание нажми по Show activity meter (лампочке в верхней части Sequencer'а (слева))

Рисунок 23

В правом углу верхней части этого окна находятся Graph editor и Keyboard editor - редакторы граф и клавиатуры. Прежде, чем узнать, для чего они нужны, надо научиться выделять каналы, так как эти редакторы работают именно с выделенными.

Видишь, между название канала и его step'ами вытянутую вертикально лампочку (Select)? Если она горит, значит, канал выделен, если нет, то сам понимаешь.

Если нажать левой кнопкой по выключенной лампочке, то она включится. Если нажать левой же клавишей по уже включенной лампочке, то выделятся сразу все каналы. И редактировать можно будет всё сразу, причём, одновременно.

Щелчок правой кнопкой включает или выключает Select только одного канала. Это позволяет выделить не всё сразу, а только нужное.

Теперь выбери нужный канал и щёлкни по Редактору граф (горячая клавиша - G).

Рисунок 24

Снизу видна полоса прокрутки. Если понажимать по стрелкам (слева и справа), то можно выбрать различные параметры, которые редактор позволяет изменять. В зависимости от типа канала могут быть такие параметры, как, например, Pan, Velocity, Filter cut, Filter res, Pitch, Shift.

Причём эти параметры влияют уже не на весь канал, а на конкретный step. Например Pan (баланс) и Velocity (громкость), делают то же, что и Channel panning и Channel volume, но не для всего канала сразу.

Над полосой прокрутки можно увидеть положение настроек выбранного параметра. Изменяются они клавишами мыши. Задаваемое в данный момент значение можно увидеть, если при перетаскивании граф смотреть в строку состояния.

Теперь закрой Редактор граф и открой Редактор клавиатуры (горячая клавиша - К).

Рисунок 25

Здесь принцип действия тот же, но задаются только два параметра. Один из них - тональность (нота или частота), с которой воспроизводится данный step. По умолчанию здесь ставится нота до (выделена розовым цветом). У Редактора клавиатуры, есть один плюс по сравнению с Редактором граф: здесь задавая параметр звучания, можно одновременно включить (левой клавишей) или выключить (правой) step (не трогая сам step). Но есть минус - нет полосы прокрутки. И если тебе понадобится более высокая нота или более низкая, чем те, которые сейчас видно. То тебе придётся нажать по одной из тех, нот которые тебе не нужны и тянуть вверх или вниз, пока не доползёшь до нужной октавы.

Второй же параметр - Portamento - задаётся не на клавиатуре, а чуть повыше. Видишь, такая серая полоса сразу под step'ами, разбитая на несколько квадратиков? Нажми, по одному из квадратиков. Если появился белый треугольник, значит, это оно, и значит, ты этот самый Portamento уже включил. Честно говоря, не знаю, для чего он точно нужен, но с некоторыми каналами он работает как реверс, то есть проигрывание задом наперёд. С некоторыми каналами он (почти) ничего не делает, а в старых версиях даже эта полоска не у всех каналов появлялась.

Оба редактора можно использовать одновременно. Нажми и попробуй...

Можешь закрыть всё это дело и посмотреть чуть левее редакторов. Там находится бегунок Main shuffle (swing). Вобще-то иногда shuffle переводится как случайный, но здесь он влияет на скорость проигрывания каналов. Именно каналов, а не трека.

Операции над каналами

Как обработать канал ты теперь уже знаешь (не всё пока, но уже кое-что). Надо бы ещё научиться их вставлять, удалять и выполнять подобные операции. Кликни правой кнопкой мыши по названию канала. Откроется контекстное меню.

Рисунок 26

Для начала научимся вставлять каналы. Для этого выбери подменю Insert channel, и посмотри предлагаемые варианты.

...Это тебе кажется, что их много. На самом деле это минимум из того, что установлено в версии 3.56 + Full ADDON. Когда накачаешь себе плагинов штук 20-30, тогда много, а это... ...тьфу =)

Первым пунктом идёт More.... Используется для того, чтобы добавлять к уже существующим вариантам новые. Ну, и для удаления тоже. Однако, об этом позже.

Третьим (выделенным) указан Sampler, его-то мы и выберем.

Внизу появится ещё один канал с именем Sampler, но пока он пустой и в него надо загрузить какой-нить сэмпл. Для этого щёлкни по названию канала правой кнопкой и выбери второй пункт - Load Sample...

Рисунок 27

Появилось стандартное Виндвое окно (другое открыться не может, так как Фрукт только под Виндами и работает) открытия файла(ов) с небольшими наворотами.

Как работает это окно, я те сильно расписывать не буду, так как это уже надо смотреть в WinnyFAQ, а у нас тут FruityFAQ :) Но, кое-что расскажу:

В самом низу окна находится выпадающий список Favorites (избранное). Переместись в эту папку, из которой, ты чаще всего будешь вставлять сэмплы и нажми по кнопке с плюсом справа от этого списка. В списке появится название папки. Ту же операцию можно проделать и с любыми другими каталогами, в которых у тебя есть сэмплы. Теперь, если ты захочешь быстро перейти в одну из этих папок, просто выбери нужное название из списка и всё. Для удаления ненужных пунктов списка выбери папку и нажми по кнопке с минусом.

Чтобы выбрать сэмпл, который ты хочешь вставить в этот канал, просто щёлкни по нему мышью и нажми Открыть. В случае, если тебе надо вставить сразу несколько сэмплов, выделяй нужное количество (используя Shift или Ctrl) и нажимай Открыть. Фрукт сам добавит недостающие каналы и заполнит их сэмплами и назовёт соответственно (имя канала = имя сэмпла без расширения). Если есть несколько каналов с одинаковыми именами, то Фрукт добавляет к названию в конце пробел, символ "#" и число (2, 3 и т.д., смотря сколько одинаковых имён).

Добавление освоили. Дальше - удаление :) Тут всё просто: в контекстном меню выбираешь Delete channel... и отвечаешь согласием (OK) на вот такой вот вопросик...

Рисунок 28

В Фрукте можно клонировать каналы. То есть, если ты рульно настроил один канал и хочешь сделать его копию, например, чтобы, потом, что-то в мелочах изменить, то выбери в контекстном меню пункт Clone channel. Появится копия с похожим именем.

Кроме клонирования можно применять копирование. Но, если в предыдущем случае копируются настройки канала, и затем они же вставляются в новый канал, то в этом случае копируются настройки step'ов и не на новый канал, а в буфер обмена, откуда в последствии и вставляются в уже существующий канал.

Чтобы произвести копирование, выдели нужный канал и нажми Ctrl+C. Затем выдели другой канал и вставь путём нажатия Ctrl+V. Операция вырезки в буфер обмена также доступна. Для этого надо нажать Ctrl+X. После этого настройки step'ов вернутся в положение по умолчанию.

Если у тебя проблемы с клавиатурой, то всё это ты сможешь сделать при помощи мыши. Для этого в контекстном меню выбери под меню Edit. Первый три пунктика в нём - Cut, Copy Paste - как раз и переводятся как Вырезать, Копировать, Вставить.

Если выделить сразу несколько каналов, то вырезку, копирование и вставку можно будет осуществлять... ...сразу с несколькими каналами :)

В контекстном меню также есть такие три пунктика, как Fill each 8 steps, Fill each 4 steps и Fill each 2 steps. Нажми, например, по второму из них (Fill each 4 steps).

Рисунок 29

Each 4 переводится как Каждый четвёртый. Предназначение этого пунктика сразу становится понятным, да? Каждый второй и Каждый восьмой действуют аналогично. Их удобно применять для постройки стандартного house-бита.

Из неизвестных нам с тобой пунктов контекстного меню остались только Send to piano roll или Piano roll и Cut itself. Про первый пока лучше забыть, а второй означает Резать самого себе. Если нажать по нему (поставить галочку), то степы будут обрезать концы друг друга. То есть, если в канал загружен какой-нить длинный по времени проигрывания сэмпл, например, стринг. А step'ы настроены как Fill each 8 steps, то при проигрывании первый step будет воспроизводится до того момента, в который начнёт проигрываться девятый (следующий каждый восьмой). Если же убрать галочку, то сэмплы со всех step'ов будут воспроизводиться от начала до конца.

В подменю Edit также осталось несколько пунктов, про которые ты пока ничего не знаешь.

Shift left и Shift right сдвигают все step'ы на один влево и на один вправо соответственно (горячие клавиши - Shift + Влево и Shift + Вправо).

А Randomize... и Humanize... открывают такое окошко:

Рисунок 30

Состоит оно из двух частей:

Randomize - случайный. Задаёт всем step'ам выделенного канала случайные параметры. Здесь ты можешь указать, насколько они будет случайными.

Humanize - человечный. Делает заданные случайные параметры более человечными :).

После того, как применишь одну из этих функций, а лучше когда обе сразу применишь, открой Редактор граф и Редактор клавиатуры. Сразу заметишь разницу.

С Sequencer'ом пока всё. Теперь давай побольше узнаем о настройках канала, на примере обычного сэмпла. Для этого нажми левой кнопкой по названию канала.

Channel settings

Рисунок 31

Здесь ты сможешь изменить свои сэмплы до неузнаваемости. В прямом смысле сделать из ничего всё! Ну, или наоборот =)

Для начала немного о сервисных функциях:

Сервисные функции

Щёлкни по иконке в левом верхнем углу этого окна. Откроется меню:

Рисунок 32

Рассмотрим все пункты по порядку:

  • Save channel state as... - "Сохранить состояние канала как..." - это, скорее всего понадобится тебе уже после того, как ты настроишь канал. Ты сможешь просто сохранить все настройки в FST-файл. Благодаря этому ты сможешь использовать эти же настройки в других своих треках. Если хочешь применить их в этом же треке, то лучше используй клонирование.
  • Assign free FX track - "Сопоставить со свободной дорожкой эффектов" - при нажатии Фрукт автоматом закинет этот канал на свободную (не занятую ни одним эффектом и ни одним каналом) дорожку эффектов и откроет окно Effects для её редактирования. Пока лучше не забивать себе голову тем, для чего всё это нужно, так как ударяться в мастеринг тебе ещё рановато.
  • Set name... - "Задать имя" - Открывает небольшое окошко, в котором ты сможешь назвать данный канал, так как тебе захочется, а также сменить цвет кнопки с названием канала. Для этого нажми по маленькому квадратику, находящемуся в правой части этого окна.

Рисунок 33

Тогда откроется стандартный диалог для выбора цвета. Цвет и имя также можно изменить если щёлкнуть правой кнопкой мыши по заголовку окна Channel settings

  • Save modified sample as... - "Сохранить изменённый сэмпл как..." - тут фишка такая: всё, что ты наизменяешь, можно сохранить таким образом, что в дальнейшем можно будет просто вставить нужный сэмпл и даже не копаться в его настройках, так как он уже настроен. Только не путай это с сохранением состояния канала. Так как в одном случае ты сохраняешь FST-файл настроек, связанный с каким-то конкретным каналом, а в другом - уже изменённый WAV-сэмпл с настройками по умолчанию.
  • Reload sample - "Перезагрузить сэмпл" - Эта штука бывает нужна, если ты, например, правишь сэмпл в каком-то редакторе. Фрукт видит изменения не сразу, а только после того, как ты сохранишь всё в файл с сэмплом (в редакторе) и нажмёшь Reload sample (в Фрукте). Ещё необходимость в применении этого пункта меню может возникнуть, когда при проигрывании трека не все сэмплы слышны или слышны, но воспроизводятся они не правильно. Это глюк, но он легко устраняется. Можно просто нажать Alt+1 и открытый трек перезагрузится полностью. Не забудь только сохранить его перед этим!

При использовании других видов каналов, отличных от WAV-сэмпла, набор пунктов меню может несколько отличаться.

Давай теперь разберёмся с тем, из каких компонентов состоит окно настроек канала:

Компоненты окна Channel Settings

В зависимости от того, что за канал используется, компоненты могут быть разные. Здесь всё пока рассматривается на примере обычного WAV-сэмпла.

Рисунок 34

В самом верху слева можно изменить баланс и громкость всего канала. Здесь задаются абсолютно те же параметры, что и в Sequencer'е. Далее pitch. Его ты также можешь изменить в Редакторе граф. Но, если там твои настройки влияют на отдельные step'ы, то здесь, уже на весь канал.

Справа указан номер дорожки эффектов, с которой сопоставлен этот канал (по умолчанию - 1, в версиях 4.Х по умолчанию дорожка не указывается вобще). Но про эффекты - позже...

Далее перечислены несколько вкладок:

Рисунок 35

Sample / shape properties - свойства сэмпла. Всё перечислять не буду, так как лучше тебе в этом самому разобраться, но кое-что распишу.

  • Сразу под вкладками находятся кнопка с изображением папки и выпадающий список. С их помощью ты сможешь поместить на этот канал другой сэмпл
  • В самом низу изображено "содержимое" сэмпла

Рисунок 36

Левым кликом по этой части окна ты сможешь воспроизвести его, а правым - открыть ранее описанное меню сервисных команд канала.

  • Самая интересная часть этой вкладки находится по середине. Советую покрутить и потыкать ВСЁ! Но особо отмечу то, что тебе наверняка пригодится: лампочки Resample, Ping pong loop (звук каждый раз проигрывается, то чуть правее, то чуть левее - по очереди), Reverse (проигрывание задом наперёд), Reverse stereo (реверс стерео - что было слева, станет справа и наоборот), Fade left to right (проход звука слева направо), а также крутилки Reverb, Cut, Res. Последние две крутилки здесь в отличии от Редактора граф влияют на весь канал.

Instrument properties - свойства инструмента. Это самая большая вкладка. Из-за того, что все изменяемые на ней параметры в окно не умещаются, она разбита на несколько подвкладок:

Рисунок 37

На каждой из них, кроме Pan, ты можешь увидеть вот такую штуку:

Рисунок 38

Здесь ты сможешь настроить, то как будет воспроизводится та или иная часть сэмпла. Заметь (в заголовке плохо видно), что существуют ещё две подвкладки: Time и Tns. Находящиеся ниже крутилки настраиваются для каждой вкладки отдельно. Изменения можно делать как, крутя ручки, так и перетаскивая мышкой те или иные контрольные точки на зелёном экране.

В самом низу находится клавиатура. В верхней её части оранжевым цветом выделена та нота, которая ставится по умолчанию, если ты просто кликаешь по какому-нить step'у в Sequencer'е, не используя Редактор клавиатуры. Здесь ты можешь изменить эту ноту, правым кликом по ней. Левым же кликом по той или иной клавише ты сможешь воспроизвести сэмпл в соответствующей тональности. Если ты используешь опцию Typing keyboard to piano keyboard, то сможешь даже наиграть мелодию на этом сэмпле, используя обычную клаву от компа.

Над клавиатурой находятся ещё несколько настроек. Советую попробовать поизменять варианты Shape (заголовок LFO), потыкать TB и особенно Global (лучше использовать с различными стрингами, синсами и басами), и повыбирать различные варианты фильтра (Filter type), доводя их до ума крутилками Cut (Cutoff) и Res (Resonance).

Miscellaneous properties - наверное, самая ненужная вкладка, но иногда пригодиться может. Например, если тебе нужен звук в формате Mono, то включи соответствующую лампочку.

Рисунок 39

Special tools & functions - Специальные средства и функции. Тут наворотов побольше, да и важность повыше. Здесь при желании и при умении можно получить необходимое звучание без использования окна Effects, а следовательно сэкономить на тормозах компа (меньший расход памяти и меньшая загрузка проца). Всего абсолютно здесь тоже не сделаешь, но, например, для delay (задержка или эхо) тут сделана отдельная (верхняя часть) - Echo delay / fat mode. Для обычного эха покрути Feet и Time, ну, плюс, Ping pong тыкни.

Если нужно что-то покруче, то всё покрути и всё потыкай, а также посмотри, какие есть параметры в части Arpeggiator. Здесь ты сможешь изменить направление эха, варианты и силу его окраски. Хотя применяется это не только для эха...

Рисунок 40

На этом с настройками канала пока всё. Советую поэкспериментировать и поизменять всё, что можно. Боятся не надо - оно ж не взорвётся. Хотя барабанные перепонки кое-где могут и лопнуть :)

Browser

Рисунок 41

Это окошко поможет тебе найти нужные сэмплы и пресеты (заготовленные настройки параметров) для других видов каналов (горячая клавиша - F8), не зря ж ты его в самом начале настраивал. Если хочешь настроить сейчас, то просто нажми дважды по заголовку этого окна.

Название для этой штуки выбрано не случайно, ведь работает она, действительно, как браузер (тока не web). Всё, из чего это Браузер состоит, так это пара кнопок управления и список папок в которых находятся сэмплы и пресеты или другие папки.

Чтобы открыть или закрыть папку, просто нажми левой кнопкой по её названию. Правый клик предложит открыть эту папку в виндовом проводнике. Можешь попробовать - не кусается :)

Если нажать левой клавишей по сэмплу, то можно будет его услышать (очень длинные сэмплы не проигрываются), если же нажать правую клавишу, то откроется список

Рисунок 42

  • Send to select channel - послать на выделенный канал
  • Open in new channel - открыть в новом канале.

В старых версиях (например в 3.0.1) списка не было. Сэмпл просто вставлялся в выделенный канал.

Сэмпл также можно просто перетащить в нужный канал левой клавишей мыши (поддерживается во всех версиях). Если перетащить его в пустое место (внизу Sequencer'а) то создастся новый канал с этим сэмплом.

Так как плагины мы пока не трогаем остальные два пункта меню рассматривать не будем.

Левый клик по пресету тоже приведёт к его проигрыванию, а правый откроет меню, аналогичное только что рассмотренному. Но в нём будет всего два пункта.

Вобще-то это всё, что тебе нужно знать о Browser'е, но кое-что ещё добавлю: В верху слева есть две кнопки:

  • Collapse structure - закрывает все открытые папки
  • Reread structure - обновляет список папок, сэмплов и пресетов (полезно, если в какие-нить папки ты заливаешь новые сэмплы после открытия Browser'а в Фрукте)

Названия некоторых папок могут быть длинными, и из-за этого они могут не помещаться в Browser'е. Его можно растянуть: подведи курсор к правой части окна и делай своё дело =)

Также Browser можно и сжать. Есть правда ещё один способ: нажми по его заголовку и удерживая клавишу мыши тяни вправо, например. Browser оторвётся от левого края окна Фрукта и им станет проще управлять. Плюс появится больше места для Sequencer'а и Playlist'а.

Playlist

Рисунок 43

В этом окно ты будешь собирать свой трек в единое целое из отдельных дорожек (Pattern'ов). Из чего же оно состоит?

Основные компоненты и принцип работы

Большую часть Playlist'а составляет двумерная матрица, разделённая Pattern'ами и Bar'ами на дорожки (строки) и столбцы соответственно. Столбцы в общем случае проигрываются слева направо; с дорожками всё несколько иначе.

Рассмотрим всё это на конкретном примере:

Для начала запомни, что это Рисунок 44 курсор, с помощью которого ты устанавливаешь и убираешь вот такие Рисунок 45 квадратики (цвет может быть другим). Квадратик, поставленный на пересечении определённого столбца и определённой дорожки указывает на то, что в тот момент, когда будет проигрываться данный столбец, будет проигрываться и эта дорожка. В одном столбце может стоять сразу несколько квадратиков. Это означает, что проигрывается сразу несколько дорожек. Попробуй выстроить что-нить, похожее на это (левой клавишей мыши ставишь квадратик, правой - убираешь).

Рисунок 46

Потом от фонаря потыкай по step'aм в Sequencer'е на первых четырёх дорожках (можешь и больше), включи воспроизведение в режиме song. И тогда ты всё поймёшь.

Теперь переделай, то, что ты на тыкал в Sequencer'е. Например, на первой дорожке сделай бит, на второй - дробь, на третье поставь басы или клап (хлопок), а на четвёртой - крэш (тарелки). И снова включи воспроизведение.

Обрати внимание, что в момент воспроизведения над матрицей двигается жёлтый треугольник (курсор), указывающий на то, какой столбец сейчас воспроизводится. Этот столбец также имеет более яркий цвет по сравнению с другими столбцами. На той же линии, что и курсор, ты можешь увидеть числа. Это номера столбцов.

Между матрицей и курсором находится ещё одна полоса. В ней находится такая Рисунок 47 стрелка (стрелка возврата). Она указывает на то место, с которого трек продолжит играть после своего окончания. Сейчас стрелка стоит над первым столбцом, то есть в начале трека. Поэтому он и играет по кругу (кстати уже можно выключить) =)

Переместить её можно правой клавишей мыши. Щёлкни по заголовку третьего столбца, так чтобы стрелка оказалась над ним. Теперь включи воспроизведение. Курсор пройдёт сначала до конца трека, а потом вернётся к стрелке и снова пойдёт к концу трека. Так до бесконечности.

Курсор можно переместить щелчком левой клавишей мыши по заголовку столбцов.

В принципе это всё, что тебе нужно знать для постройки трека. На этом можешь закончить своё чтение и взяться за "дело". Но я бы предложил продолжить...

Раз читаешь, значит продолжаем =)

Для начал получше изучим Playlist

Операции выделения, добавления, удаления, перемещения и работы с буфером обмена

Довольно часто могут возникать ситуации, когда тебе придётся выделять более одного столбца. Один ты можешь выделить установкой на него курсора. Также ты можешь выделить его двойным щелчком мыши по заголовку.

Рисунок 48

Тогда он выделится красно-коричневым цветом. Если надо выделить больше столбцов, сделай двойной щелчок и, не отпуская мышь, тяни влево или вправо

Дорожки выделяются также, только щёлкать надо по их названиям (они находятся слева то матрицы).

Рисунок 49

Снимается выделение также двойным щелчком.

Теперь ты можешь копировать или вырезать содержимое выделенных строк и столбцов, а потом вставлять их куда нужно. Для это используй те же горячие клавиши, что и в случае с Sequencer'ом (Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V).

Выделенные строки можно перемещать, не используя буфер обмена. Просто нажимай Alt+Вверх или Alt+Вниз для сдвига в нужную сторону

Чтобы добавить столбец поставь курсор (квадратный) в то место перед которым появится новый столбец и нажми Insert, чтобы удалить - нажми Delete (удалиться тот столбец, в котором стоит квадратный курсор)

Для добавления дорожки надо выделить ту, перед которой она появится. Выделение в данном случае делай одинарным щелчком по названию строки (дорожка станет ярче). После этого нажми Ctrl+Insert. Удаление производится клавишами Ctrl+Delete. При этом положение квадратного курсора ни на что не влияет.

Переименование, смена цветов и др.

Имена дорожек при желании можно изменить. Для этого щёлкни правой кнопкой по названию одной из них и по аналогии с переименованием канала впиши новое имя.

Версии 4.Х также позволяют сменить цвет дорожки. Более ранние версии предоставляют возможность сменить цвет поля матрицы. Для этого в меню Playlist'а (находится в верхнем левом углу) надо последовательно выбрать Options и Grid color...

Рисунок 50

Grid - это та самая матрица :)

Также в этом меню ты можешь найти ранее рассмотренные операции работы с буфером обмена (Selection) и операции вставки, удаления и перемещения (Bars - для столбцов, Patterns - для дорожек).

Последним пунктом идёт Center grid - центрирование матрицы относительно воспроизводимого места. То есть если ты выберешь этот пункт (или нажмёшь Backspace), то увидишь в Playlist'е то, место, которое в данный момент воспроизводится.

Перемещаться по нему также можно используя линии прокрутки, расположенные сверху и справа.

Рисунок 51

В верхнем правом углу ты можешь увидеть две кнопки, верхняя из которых (крестик) закрывает окно (горячая клавиша - F5 или Esc), а нижняя (прямоугольник) разворачивает его (почти) на весь экран и восстанавливает обратно (горячая клавиша - Enter)

Playlist ты теперь знаешь на 100%. Дальше мы займёмся Piano roll'ом (если ты работаешь с версией 4.X то сначала посмотри, всё ли ты понял правильно; отличий очень много; осторожнее с горячими клавишами!)

Piano roll

Выглядит он так:

Рисунок 52

В верхней строке окна Piano roll слева находятся меню, кнопки Draw events (pencil line), Delete events и Select (в версии 4.Х кнопок значительно больше), а справа кнопка закрытия окна.

Во второй сверху строке есть кнопки Slide и Slide color group.

Большую часть пространства занимает нечто похожее на матрицу в Playlist'е. Сходство в том, что здесь левым кликом что-то ставится, а правым убирается. А главное отличие в том, что вместо дорожек в строках записаны ноты (Note Events) или слайды (Slide Events)

Прежде чем продолжить говорить об элементах Piano roll, выясним зачем он нужен.

А нужен он в тех случаях, когда обычного Редактора клавиатуры становится мало. Если ты с ним часто работал, то понимаешь, когда и по каким причинам его мало. Если тебе хватает, то на Piano roll пока можешь забить. Эта штука позволяет "увеличить" длину Bar'а в Playlist'е для некоторых каналов на некоторых дорожках. Версии 4.Х более наглядно демонстрируют это увеличение.

Рассмотри пример: Набери в Редакторе клавиатуры какую-нибудь мелодию. Например такую (используется сэмпл Ding.wav из папки \ Windows \ Media):

Рисунок 53

Включи Play. Ничё, да? Не плохо было бы повторить эту мелодию несколько раз с некоторыми изменениями (сменить тональность, громкость или другие параметры). Новые Pattern'ы создать можно. И скопировать на них всё тоже можно. И подправить всё можно. Потом в нужном порядке поставить квадратики в Playlist'е и тэдэ. Но муторно очень. Особенно с добавлением новых дорожек. Лучше сделать так: Щёлкни правой кнопкой по названию канала и в появившемся меню выбери пунктик Send to piano roll (если Редактор клавиатуры был пустым, в названии этого пункта не будет двух первых слов).

Рисунок 54

Ты увидишь следующую картину:

Рисунок 55

Step'ы у канала исчезли, и открылось окно Piano roll, куда были посланы все набранные тобой ноты. Если включить воспроизведение, то можно услышать ту же мелодию.

Выделение и буфер обмена

Для работы с буфером обмена (вырезание, копирование и вставка) здесь применяются всё те же клавиши (чисто, по секрету: они в виндах - стандартные). Выделение же здесь удобнее, чем в Playlist'е и в Sequencer'е. И способов побольше.

Прежде, чем опробовать все способы разверни окно (Enter). Затем в верхней строке окна щёлкни по кнопке Select (Рисунок 56). После этого курсор мыши примет вид квадрата со стрелкой в верхнем левом углу, и ты сможешь выделять.

Сначала определись, что надо выделить. Потом протяни мышкой от начала области выделения до конца (хоть левой, хоть правой кнопкой)

Рисунок 57

Выделять можно построчно. Для этого нажми по любой из клавиш на клавиатуре (слева) и протяни мышь вниз или вверх в зависимости от того, что надо выделить. Если нужно выделить несколько столбцов, то тянуть нужно по их заголовкам. Если к выделенному, нужно что-то добавить (или наоборот отбавить), то, удерживая Shift, кликай, по нужным ноткам.

Чтобы выделить всё сразу, нажми Ctrl+A.

Чтобы снять всё выделение, нужно нажать правой кнопкой по пустому месту в Piano roll'е.

Для перемещения выделенного надо в верхней части окна нажать по клавише Draw Events (Рисунок 58), а затем по одному из выделенных прямоугольников и, удерживая мышь, протянуть её в нужном направлении.

В режиме Draw Events ты можешь поставить ещё несколько квадратиков или убрать их (правой клавишей). Стирать также можно левой клавишей мыши в режиме Delete Events (Рисунок 59).

Попробуй сейчас выделить ту мелодию, которая у нас была. И вставить её несколько раз, а затем подправить так, чтобы получилось следующее:

Рисунок 60

Изменение параметров

Теперь посмотри в нижнюю, часть Piano roll'а, отделённую горизонтальной линией от основной части.

Рисунок 61

Слева находится Target controller (меню). Он позволяет выбирать разные параметры. А всё, что находится справа от него позволяет изменять эти параметры. На, данном примере первые пять пунктов Target controller'а используются для каждой отдельной ноты, а нижние три - для всего канала сразу. Изменение параметров канала здесь аналогично тому, как это делается в окне Events. Но об этом позже.

Параметры нот можно изменять также в окне Note properties. Для того, чтобы оно появилось нужно дважды нажать по нужной ноте левой клавишей мыши.

Рисунок 62

В нём также изменяются Start time (время начала) и Duration (продолжительность). То есть и перетаскивать-то не обязательно. Чтобы изменить место положения ноты без использования этого окна (долго всё-таки) нужно подвести к ней курсор (он примет вид, креста из четырёх стрелок) и перетащить. А чтобы изменить продолжительность, надо подвести курсор к правому краю прямоугольника (ноты) и дождаться, пока он примет вид двухсторонней стрелки. После этого надо просто протянуть до нужных размеров.

Кроме нот в Piano roll'е можно ещё ставить слайды (режим меняется нажатием на кнопку Slide в левом верхнем углу). На кой фиг они нужны, сам точно не знаю. Но звук у них немного отличается от нот. И у тех и у других можно изменять цвет. Чтобы поставить ноту или слайд определённого цвета, надо сначала выбрать одну из кнопок Slide color group (Рисунок 63).

Меню и управление окном

Многие из пунктов меню окна Piano roll действуют только для выделенных нот и слайдов. С некоторыми тебе лучше разобраться самому. Так будет легче понять, и мозги от умных слов отдохнут. А про остальные пункты расскажу:

  • File - работает с файлами. Здесь можно сохранить "наигранную" мелодию в FSC-файл (Save to score as...), загрузить ранее сохранённую мелодию (Open score...), либо экспортировать всё это дело в MIDI-файл или получить содержимое MIDI-буфера.
  • Edit - нужен для правки: выделение, буфер обмена, очистка Piano roll'а, смена цветов и автоматическая расстановка нот и слайдов на основе имеющейся мелодии.
  • Options \ Grid color - смена цвета фона.
  • Zoom - увеличение или уменьшение (горячая клавиша Alt+Z). Используя PageUp и PageDown также можно увеличить или уменьшить (соответственно) ширину столбцов. Для изменения высоты строк можно использовать кнопку Minimize / Maximize grid (Рисунок 64), находящуюся в правом верхнем углу окна (горячая клавиша - M). Над ней находится кнопка Zoom time (то же, что и PageUp и PageDown, только надо не жать, а тянуть).

Можешь какое-то время попрактиковаться. Когда станет мало обычных сэмплов - продолжи.

Место для ВАШЕЙ рекламы, для баннера ВАШЕГО сайта или чего-то ещё...

 

© 2003-2004. Константин Орлов (DeeJay OuKay). Все права защищены.

МузыкаФорумКонтактыВ начало страницы

 
Hosted by uCoz